Золотая шория

Наименование объекта:

Объект монументального искусства «Золотая Шория»

Время создания объекта:

10 октября 2010 год

Адрес (местонахождение) объекта:

652992, Кемеровская область, г.Таштагол, парк «Боевой славы», ул.Ноградская

Краткие исторические сведения:

(сведения о событиях, людях в честь кого установлен данный объект)

Автор — Даши Намдаков, Даши Намдаков – российский скульптор, график  и  ювелир, член Союза Художников РФ,  Лауреат премии Правительства России за 2009 год, Заслуженный художник  Республики Бурятия, член Российской Академии Киноискусства, Лауреат премии «Ника» за работу в фильме «Монгол», 9 марта 2011 года избран членом — корреспондентом Российской Академии Художеств.

Скульптура «Золотая Шория»  изготовлена  из черненой  бронзы, вес более пяти тонн, высота —    шесть метров. Ее  доставили  по морю из Италии, а потом,  по частям, везли  из Москвы в Таштагол.  Выполнена  она по оригинальному инженерному проекту, с использованием особой техники литья. Такую тонкую, филигранную работу  делают только в  Италии, поэтому «Золотая Шория » была изготовлена  в мастерской в итальянском городе Пьетра-Санта.

Вначале скульптура  была  выставлена в Италии,  для ознакомления с ней  европейцев, а затем  итальянцы приехали устанавливать ее  у нас.

Для установки памятника в Таштаголе, специально соорудили  искусственный холм высотой более десяти метров, рядом с  набережной реки Кондома,  на фоне замечательного пейзажа, истинной шорской природы.

Место для памятника выбрано не случайно, как отметил  Губернатор нашей  области Аман Гумирович Тулеев. Горная Шория – это Сибирская Швейцария, где можно отдыхать всей семьей.

Величественный монумент представляет собой  юную шорскую красавицу на спине могучего лося.  В облике наездницы можно узреть саму хозяйку горы  Буланже, видимой из города. Согласно своему названию эта гора имеет или представляет собой лосиный перевал. Также известно, что в традиционном воззрении народов Саяно-Алтая звери являются личным скотом горных хозяев, а крупные дикие копытные служат им в качестве ездовых животных. Отсюда следует ясная связь наездницы- хозяйки и быка- лося.

Глубока и семантика могучих рогов лося, окольцовывающих в виде защитного доспеха восседающую хозяйку горы.  Лосиные рога, восходящие к космическому лосю являются древним сакральным оберегом жилища человека. Этот оберег бытовал не только в среде коренных народов Урала, Сибири и Дальнего Востока, но и был представлен в русских традициях вплоть до 19 века. Вселенский лось- олень с золотыми рогами, извечно мчащийся в галопе от преследующего его хищника, является одной из персонификаций солнца.

По древним поверьям шорского народа, именно лось является покровителем всех обитателей таежного, горного края. Это животное обладает огромной силой и мудростью, защищает от зла, приносит  счастье, благополучие и удачу во всех добрых делах и начинаниях.

Отдельные детали костюма и головного убора девушки покрыты золотой амальгамой,  подобный прием автор применяет для усиления звучания мифа, темы значения солнца в древних культурах эпохи бронзы, связанный с культом плодородия.

Чаша, которую  бережно держит в   руках  красавица  — аллегория добросердечного приветствия, гостеприимства, символ  изобилия  шорской земли, связь прошлого с настоящим.

Особое внимание  заслуживают элементы, выполняющие декоративную функцию. Это  наскальные рисунки на рогах лося – петроглифы, которые ощущаются  руками,  как трещины на старом роге, связаны с солярным (солнечным) культом древних обитателей  нашего края.

При прочтении этих рисунков следует учесть и то, что в прошлом шорцы почитали различные изображения на камнях, плитах и скалах за своеобразную письменность горных духов. В основном здесь представлены сцены охоты на мигрирующих диких копытных, что перекликается  с былыми загонными охотами на лосей, практиковавшимися на склонах горы Буланже, через которую проходил путь их сезонных перекочевок. Рисунки- петроглифы олицетворяют собой и саму принадлежность ездового быка-лося хозяйке Буланже.