В старину тюркоязычные народы Сибири началом Нового Года считали весну — день весеннего равноденствия. В силу исторических и этнополитических событий в нашей стране, были полностью утрачены многие шорские праздники, в том числе и «Чыл-Пажи». По материалам этнографических экспедиций, архивных документов и воспоминаниям старейшин, праздник Чыл-Пажи был восстановлен активистами общественных организаций шорского народа.
С этим праздником у шорского народа связано очень многое — это возвращение с зимней охоты, поклонение духам на урожайность, планы на новый год. Накануне праздника в течение недели проводились обрядовые действия, приводились в порядок жилища и окрестности, производились окуривания берестой и можжевельником очага, жилища, улуса, обходя их по ходу солнца. В этот период были запрещены ссоры, как в обществе, так и в семье. Наоборот, люди старались сделать приятное своим близким, нельзя было употреблять спиртные напитки, так как считалось, что с ними могли войти темные силы в человека, готовились различные вкусности.
В каждой семье, на каждого члена семьи, включая и детей готовились разноцветные ленты чаламы: синяя — символ неба, красная или желтая-символ солнца, зеленая- символ травы и листвы, белая- олицетворяет чистые помыслы , черная –все плохое (болезни, несчастья, грехи).
Чтобы начать год с чистого листа необходимо очистить душу для вхождения нового, чистого. На черной чаламе нужно завязать три узелка: первый — неприятности, второй – болезни, третий – грехи и сжечь ее в огне.
Цветные чаламы повязывали на священном дереве – березе с мыслями о благополучном будущем. У каждого рода была своя родовая береза и называлась она «Пай казын». Каждый человек, повязывая чаламы, должен был просить благоположения у Духов сначала всем людям, живущим на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем уже своему роду, семье и только в последнюю очередь себе.
25 марта в 13-00 в п. Усть-Кабырза состоялся ритуально-обрядовый праздник «Чыл-Пажи» — Новый год по шорскому календарю. В п. Усть-Кабырза Чыл-Пажи с 2011 года проводится ежегодно и носит просветительский характер. Это праздник — изгоняющий вражду и дарящий людям мир и любовь. Солнечная погода способствовала отличному настроению всех участников праздника, который подготовили и провели сотрудники музея-заповедника «Трехречье» совместно с сотрудниками сельского дома культуры. Паштык поселка Усть-Кабырза, Адыякова Ольга Романовна и ее помощницы Тыдыякова Людмила Егоровна и Голодович (Шишконакова) Зоя Антировна провели обрядовую часть с соблюдением всех национальных традиций.
После обрядовой части вниманию гостей была предложена концертная программа. Голодович (Шишконакова) Зоя Антировна, прославляя праздник Чыл-Пажи, написала песни «Чыл-Пажи» и «Кабырза» на шорском языке. Для зрителей песни исполнили Голодович (Шишканакова ) Зоя Антировна, Тыдыякова Людмила Егоровна и Адыякова Ольга Романовна. Танцевальная группа «Лада» исполнила танец «Шория» в национальном стиле.
Затем взрослые и дети, а также гости нашего поселка с удовольствием приняли участие в национальных играх, разделившись на две команды. А для того, чтобы попасть в команду, нужно отгадать национальную загадку. Участники веселились, состязались в ловкости, смекалке, зоркости. Наиболее интересной стала игра по сбиванию баклуш с деревянных чурок с помощью бича. Команда победителей награждена призами, проигравшие получили утешительные призы.
И в завершении праздника уже по сложившейся традиции все гости угощались национальным блюдом Тутпаш и чаем на горношорских травах со стола Почитания.
Исполнитель:
Ст.хранитель фондов О.В. Круч