«Я люблю кино за то, что оно может сделать невозможное возможным. …Я люблю кино за то, что оно позволяет одному человеку взглянуть в глаза к другому», — признавался Михаил Жаров, русский и советский актёр. Он, режиссёр театра и кино, уверял, что необыкновенному, молодому искусству кино принадлежит будущее.
В центре внимания – человек
Калатозов, Бондарчук, Чухрай, Тарковский
Один из первых фильмов, по-новому осмысливших войну, — «Летят журавли» (1957) режиссёра Михаила Калатозова. Фильм с огромным успехом прошёл по экранам всего мира.
К числу лучших образов советских фильмов о войне несомненно относятся три: образ Андрея Соколова в фильме, поставленном Сергеем Бондарчуком по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека» (1959); образ Алёши из «Баллады о солдате» (1959) режиссёра Григория Чухрая и образ Ивана из фильма «Иваново детство» (1962) режиссёра Андрея Тарковского. Это люди разных поколений, разных судеб, разительно несхожие по характеру, но объединённые общей судьбой и большой любовью к Родине.
Образ Андрея Соколова, созданный Сергеем Бондарчуком, поражает своей духовной силой. Велики были его страдания, он прошёл через все круги военного ада: потерял жену, детей, дом, испытал ужасы фашистского плена, но, несмотря на всё это, сохранил гордость, человеческое достоинство, доброту.
Образ Алёши, созданный молодым актёром Владимиром Ивашовым, привлекает своей добротой и душевной щедростью. Образ Ивана, созданный Колей Бурляевым, потрясает трагизмом. В образе Ивана с огромной силой выразились страдания нашего народа и его неукротимый, свободолюбивый дух.