25 марта в п.Усть-Кабырза состоялся ритуально-обрядовый праздник «Чыл-Пажы» — Новый год. Хорошая весенняя погода способствовала отличному настроению всех участников праздника, который подготовили и провели сотрудники музея-заповедника «Трехречье» совместно с сотрудниками сельского дома культуры.
Тюркоязычные народы Сибири началом Нового Года считали день весеннего равноденствия. Со временем обряды и праздники были забыты и утеряны, в том числе и «Чыл-Пажы» (голова года). Благодаря активистам общественных организаций шорского народа праздник «Чыл-Пажы» был собран из крупиц и восстановлен. С этим праздником у шорского народа связано возвращение с зимней охоты, поклонение духам на урожайность, планы на новый год. Накануне праздника в течение недели приводились в порядок жилища и окрестности, производились окуривания берестой и можжевельником очага, жилища, улуса, обходя их по ходу солнца. В этот период были запрещены всякие ссоры. Люди старались делать добро, нельзя было употреблять спиртные напитки, так как считалось, что с ними могли войти темные силы в человека, готовились различные вкусности. В первый день Нового Года соседи и родственники посещали друг-друга, обменивались поздравлениями и подарками.В каждой семье, для каждого члена семьи готовились разноцветные ленты чаламы: синяя — символ неба, красная-символ огня, зеленая- символ травы, белая- чистые помыслы , черная –все плохое.
В п. Усть-Кабырза праздник «Чыл-Пажы» проводится ежегодно с 2011 года и носит просветительский характер. Паштык поселка Усть-Кабырза — Адыякова Ольга Романовна и ее помощницы -Тыдыякова Людмила Егоровна , Голодович Зоя Антировна, Шипеева Галина Владимировна провели обрядовую часть праздника с соблюдением всех национальных традиций- обряд «Очищения»,обряд «Благодарение духа огня От-эне» и обряд «Поклонения и Благословения». Для этого они приготовили три костра: первый для сжигания черных чаламов, второй для кормления духа огня От-эне и третий для приготовления угощений.
Чтобы начать Новый Год с чистого листа необходимо очистить душу. Пройти обряд Очищения. Для этого на черной чаламе нужно завязать три узелка: первый — неприятности, второй – болезни, третий – грехи и сжечь ее в костре, выложенном в виде колодца.
Кормление духа огня проводилось мясом, молоком, хлебом, толканом и чаем со смородиновым листом. Костер, выложенный в виде шалаша, для кормления обходили три раза по кругу солнца.
Обряд «Поклонения и Благословения» позволял просить у духов благополучия. Для его проведения цветные чаламы повязывали на священное дерево – березу. У каждого рода была своя родовая береза и называлась она «Пай казын».
После обрядовой части была проведена концертная программа. Голодович Зоя Антировна исполнила свои собственные сочинения на шорском языке: песню о березе и стихи «Мама», а танцевальная группа «Лада» исполнила в национальном стиле танец «Шория».
Затем были проведены конкурсы, в которых дети поселка с удовольствием приняли участие, разделившись на две команды.Участники веселились, состязались в ловкости и смекалке. Наиболее интересной стала игра по сбиванию баклуш с деревянных чурок с помощью бича. Команда победителей награждена сладкими призами, проигравшие получили утешительные призы.
И в завершении праздника уже по сложившейся традиции все гости угощались национальным блюдом Переки и чаем на горношорских травах со стола Почитания.