«Очень простую историю» киевского драматурга Марии Ладо, имеющую несколько десятков постановок по стране, в майские праздники сыграли на подмостках таштагольского театра «Ракурс». Впрочем, так ли всё просто в этой истории? Спектакль-притча повествует о тонкой грани между добром и злом, о близости любви и смерти, о том, что люди более жестоки друг к другу, чем животные, а животные способны на самопожертвование ради тех, кто им дорог. Обитатели хозяйского хлева, не знающие пороков, дают точку отсчёта людским добродетелям. И хоть притча не даёт новых обоснований старым истинам (не убий, не предай, не укради), но мы слукавим, если скажем, что не нуждаемся в их повторении.
Итак, несколько слов о сюжете. Даша и Алексей – юные влюблённые, а в действительности молодая супружеская чета, Евгения и Андрей Пичугины. Их тайная любовь оборачивается беременностью, нежелательной для семьи практичного Хозяина, сыгранного Сергеем Насоновым. Отец Даши – зажиточный крестьянин, а отец Алексея (Владимир Стариков) – человек бедный, после смерти жены не нашедший места в действительности, оттого и пьющий. Казалось бы, поженить влюблённых – самое простое решение, но как родниться с таким Соседом? Артист Сергей Насонов точен в рисунке образа. В каждом движении его Хозяина угадывается право решать всё за всех: кому жить, кому умереть. Нелегко в этой ситуации материнскому сердцу. Елена Бекк точно передала переживание Хозяйки за судьбу дочери и желание угодить мужу. Обыкновенная история. Необыкновенно то, что рядом с людьми те же самые события, правда, со своим отношением, проживают обитатели хлева: корова Зорька (Зоя Петрова), лошадь Сестричка (Елена Спринчак), Свинья (Ксения Ишутина), пёс Крепыш (Юрий Коробов) и Петух (Егор Сулеков). И не естественным кажется им человеческое желание избавиться от другого человека, пусть ещё не рождённого.
В спектакле немало актёрских удач. Наряду с давно знакомыми таштагольскому зрителю исполнителями два дебютанта: мать Е. Бекк и дочь Е. Пичугина. Удивила и порадовала работа В. Старикова. Сыгранный им горький неудачник не идеализируется, его страсть к выпивке уходит на второй план. Есть поступки страшнее пьянства. По сути, Сосед способен любить, он сохраняет чистоту души и «детскость» восприятия жизни. Кажется абсолютно естественным, что он один слышит язык животных, понимает их и жалеет. Самый беспокойный обитатель хлева, Петух, истинное украшение спектакля. Егор играет его выразительно, с каким-то особым щёгольством, вызывающим одобрительный отклик зала. Это самый комичный персонаж спектакля, снимающий нарастающее напряжение. Добродушный и суетливый Пёс, бегающий по обочине сюжета, становится средоточием боли всего живого – пронзают его полные ужаса взвизги и лай, когда решается участь нерождённого ребёнка. Зрители оценят жертвенность Сестрички, преданность и простодушие Свиньи, мечтающей о крыльях, удивительную мимику Зорьки, тоже, кстати, будущей мамы.
Хлев, единственное место действия, абсолютно натурален, но даже мистические происшествия кажутся там вполне возможными. Вторую жизнь получили декорации спектакля «По зелёным холмам океана», последней постановки театра «Ракурс», сыгранной на «большой» сцене. Режиссёр-постановщик, почётный работник культуры Кузбасса Е. Попыкина и удачный актёрский ансамбль проникновенно раскрыли философское содержание притчи. Спектакль, несмотря на звучащие трагические ноты, получился светлым и добрым. Но вот вопрос: если Хозяева жалеют Корову, нам до слёз жаль Свинью и Лошадь, то почему бывает не жаль Человека? Это сразу понимают животные, люди понимают потом. А завершает сценическую историю простая русская песня. Её поют счастливый рождением внучки Хозяин и незримый для него Сосед, пребывающий в ангельском чине.
Анастасия СЫЧЁВА