Сайт для слабовидящих

О чем расскажет музейный экспонат.

В рубрике Пресс релиз

IMG_4423Всем известно, что воссоздавать историю развития интересующей нас культуры нам помогают предметы, оставшиеся от той или иной эпохи. В музее-заповеднике «Трёхречье» бережно сохраняют уже имеющиеся экспонаты шорской культуры и продолжают пополнять экспозицию новыми экспонатами. Согласно концепции развития музея-заповедника «Трехречье» следующим этапом является создания этнографической экспозиции.

В 2014 году сотрудниками музея был выявлен интересный объект амбар (купеческий). Амбар является первым подлинным  экспонатом в этом направлении. В 2015 году он  перевезен на территорию музея-заповедника и музеефицирован как музей экспонат.

Амбар был выявлен  на правом берегу поселка Усть-Кабырза, который  вплоть до второй половины 20-столетия являлся историческим центром. Амбар 2-х уровневый имеет большие габаритные размеры (длина 10 метров, ширина 7 метров), что свидетельствует о том, что он использовался для торговых нужд. Новый экспонат позволит осветить страницы истории купечества и становления советских торговых организаций Горной Шории и  взаимодействие этих структур, с населением Горной Шории. Тесно взаимосвязана с этими темами и тема  развития путей сообщения.

По воспоминанию Арбачаковой Валентины Ильиничны (которая проживает в поселке с 1926 года) как рассказывала ее мама: «Амбар принадлежал, богатому шорскому купцу, он срублен из сосны, каждое бревно тщательно проверялось.  Купец там хранил до отправки пушнину, которую принимал у охотников и  продавал различные товары».

Амбар как экспонат отсылает нас к купечеству Горной Шории, как явлению, возникшему с проникновения  русской торговли. Развитие торговли способствовало переходу таких занятий коренного населения, как  охота, сбор кедрового ореха, рыболовство, пчеловодство к этапу промыслов. Купцы строили и использовали амбары, как для хранения  продукции промысла,  так и ввозимых  товаров на обмен и продажу.

В конце 19 века, когда коренное население еще проживало в небольших деревянных юртах, необходимость строительства амбара могла возникнуть, только  у состоятельного человека  занимающегося торговыми операциями. Амбары  такого размера для хранения продукции  земледелия и скотоводства в горной части Шории были не нужны так, как эта отрасль у населения была развита слабо.

В научной литературе по этой теме имеются следующие сообщения.

Потапов в своем труде «Очерки по истории Шории» перечисляя, баев Горной Шории  пишет: … «в улусе Усть-Кабырзу — Маскей популярный своим богатством и большой пасекой». Других он не называет, есть основание полагать, что амбар принадлежал Маскею, баю разбогатевшему на торговле. По воспоминанию старожилов поселка Судочаковой Раисы Михайловны и Неунывахиной Валентины Семеновны «амбаров было два, один большой 2-х уровневый, другой 2-х этажный в котором на первом этаже размещался магазин». Амбары были построены таким образом, что позволяло купцам хранить продукцию промыслов длительное время, не теряя товарного вида. У всех шорских баев связанных с торговлей имелись амбары. В этом же труде Потапов пишет о купце первой гильдии Назаре Куртегешеве имевшем огромные двухэтажные амбары в селе Осиновом. В Мысках  Федор Степанович Тотышев, имел, трехэтажный амбар длиной в 28,5 метра.  У его родственников  торговцев также имелись амбары разные по величине и этажности.  И в других селениях у  всех торговцев имелись амбары. Что интересно за каждым торговцем была закреплена определенная территория для закупки продукции промыслов.

После Отябрьской революции имущество у купцов, баев-торговцев конфисковывалось и передавалось для нужд новой власти. Если в их домах располагались сельсоветы, радио узел, детдом, то магазины, лавки, амбары занимали   советские торговые организации.

Местных жителей также продолжали заниматься своим промыслом: охотой, заготовкой  кедрового ореха, пчеловодством. Только теперь свою продукцию они сдавали уже не купцам, а в советские организации торговли.

Вот, что пишет Дыренкова Н.П. об обследовании местного Госторга в 1925 году: «до 1916 года на этой территории работают только частные купцы, с 1916 года товарно–продовольственная лавка отделения Бийского  переселенческого управления, с 1921 года отделения Губсоюза, с октября 1923 года агентура фактории хлебопродукта, с 1924 года фактория Кузнецкого Госторга. Охотничий промысел начинали обеспечивать потребкооперация и государственные заготовительные организации Интегралсоюз, Запсибпушнина, Акорт».

В 1926 году   И.А. Беляев  в отчете по обследованию Горной Шории пишет следующее: промышленники продают свою добычу  в Госторг, охоткооперацию, и частично в потребкооперацию.

В протоколе №6, особого совещания при секторе Организации Территории Запсибкрайземлеуправления, состоявшегося 13 августа 1931года приводятся следующие данные: на территории обследованного района работают две торговых организации – Охоткооперация и Госторг. В системе Мрассы центром этих организаций является Улус Усть-Кабырза.

Магазин Мрасского Госторга торгует: мануфактурой, хлебом, огнеприпасами остальными товарами широкого потребления, а так же ведет заготовки.   Мрасская охоткооперация имеет три магазина –центральный в ул.Усть-Кабырза и отделения в ул.Усть-Анзассе и ул.Чилису-Анзас.

Охоткооперация кроме продаваемых  товаров широкого потребления делает заготовки пушнины и сырья.

В 1930-1931 году активизируется процесс коллективизации, на территории Горношорского района  создаются колхозы. В системе Усть-Кабырзинского сельсовета  было организовано пять колхозов  и в каждом  имелись свои амбары для хранения колхозной продукции: зерна, мяса, масла, яиц. По виду колхозные амбары мало чем отличались от торговых. После реорганизации колхозов в 1958 году практически все колхозные амбары были разобраны, из них строили дома, торговые склады и другие объекты.

Важную роль в развитии торговли Горной Шории играли пути сообщения. Ясно, что без дорог нет связи с внешним миром, не вывезешь продукцию на ярмарку и не доставишь товар в районы промысла. Так на археологическом материале А.С.Васютин в статье «Древние торговые пути Горной Шории» показал, «что наиболее важные и удобные пути сообщения, обеспечивавшие культурные и торговые связи с окружающими народами, пролегали по основным водным артериям рек  Мрассу и Кондамы». В начале ХХ века А.В.Анохин описал две главные верховые дороги Горной Шории.  Таким образом, и археологические материалы, и записи исследователей Горной Шории  начала ХХ столетия указывают на то, что Усть-Кабырза являлась важным пунктом, связывающим Горную Шорию как с Минусинской котловиной, так и с Алтаем, следовательно, естественным образом формируя здесь один из торговых центров на Мрассу.

Позднее в советский период  амбар являлся центральным  складом торговой площади,  на которой располагались продовольственный и хозяйственный магазины.  Рядом были построены склады, где хранились продовольственные и хозяйственные товары. Также заготовительный склад.

Организации менялись, а амбар, когда-то построенный, шорским купцом  как стоял, так и стоял, четко выполняя свои функции торгового склада. Данный амбар единственно-оставшийся свидетель этих процессов.

В настоящий  момент в музее формируется специальная коллекция для экспозиции амбара. Тема социально – экономической жизни Горной Шории  мало освещена, практически не представлена в экспозиции музеев. Амбар как экспонат может многое рассказать об этой стороне истории.

Научный сотрудник музея-заповедника «Трехречье»

Неунывахина Л.И.

Контакты

652992, Кемеровская область,

г.Таштагол, ул.Поспелова, 20,

тел. (8 384 73)3-41-99, 3 42 62,

факс: 3-42-44,

е-mail: kul_tash@mail.ru

Kultura-42@yandex.ru


gorline
культуракузбасса